Вернуться>>>

Руководство начинающему завучу

2017 - 18учебныйгод

Руководство начинающего завучаКо многим терминам, которые употребляются ежедневно, мы привыкли и порой не вдумываемся в их суть. Ведь давно в школах нет так называемой учебной части и заведующего. Завуч является и организатором, и контролером, и координатором, который призван оперативно реагировать на различные процессы, происходящие в педагогическом коллективе. Если завуч школы будет относится к своему делу неформально, значит это дело ему дорого.

Технологическая цепочка управленческой деятельности:

  • - диагностика — анализ деятельности школы;
  • - целеполагание — отдаленные и близкие цели;
  • - прогнозирование — предвидение будущих потребностей, тенденций развития, вероятных проблем, возможных последствий;
  • - проектирование — создание концепции, программы развития;
  • - конструирование — разработка направлений и конкретного содержания деятельности;
  • - педагогическая коммуникация — общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов, оценка деятельности;
  • - организация — концентрация усилий, распределение ролей, мотивация, стимулирование деятельности;
  • - результат — сравнимый и прогнозируемым и затратами;
  • - диагностика + коррекция, регулирование — контроль, оценка.

 

Смысл, назначение и основная цель деятельности завуча состоит в технологизации образовательного процесса и управления им. Можно утверждать, что завуч – это технолог учебного процесса. С одной стороны, он является идеологом, специалистом по образовательным технологиям, а с другой проектировщиком и исполнителем управленческой технологии. Внимание завучей к управленческим технологиям во многом определяется сложностью и масштабностью проблем образовательного процесса, требующих незамедлительного и квалифицированного решения. И там, где завучи стремятся эффективно решать проблемы, технологии управления становятся востребованными.

На современном этапе социальные требования к школе качественно изменились. Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить технологию управленческого труда.

Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд. Считается, что в идеале завуч должен быть и хорошим педагогом-предметником. К сожалению, мало делается для роста профессионального уровня завуча: повышение квалификации и знаний в области образовательного менеджмента, экономики, права, информационных технологий, предметов, посвященных проблеме управления в системе образования. Во многих странах подготовка управленцев для общеобразовательных учреждений ведется целенаправленно.

Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии УВР. Отвечая за состояние и результаты работы на своем участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и дает указания.

В педагогическом коллективе необходима строгая согласованность действий всех членов педагогического коллектива. Педагогический коллектив должен выступать перед детским коллективом как нечто целое, недопустим разнобой в действиях руководителей, разное толкование тех или иных вопросов, разные требования к учителям. Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.

Завуч является “учителем учителей” – это определяет выделение большого количества времени на общение с учителями и учащимися, повышение собственной педагогической квалификации, контроля за учебно-воспитательным процессом. Завучу необходимо располагать временем для своего профессионального роста. В этой связи целесообразно выделить свободный день в неделю для самообразования, обучения на курсах, встреч со специалистами.

Примерное распределение рабочего времени в течение недели завуча:

  • - свои уроки – 9 ч.
  • - внеклассная работа по предмету – 1 ч.
  • - контроль за УВП (посещение и анализ уроков) – 5 ч.
  • - посещение и анализ внеурочных мероприятий – 1 ч.
  • - собрания, совещания, собрания – 4 ч.
  • - работа с нормативной документацией –2 ч.
  • - проверка и анализ школьной документации – 4 ч.
  • - беседа с учителями и воспитателями – 4 ч.
  • - беседа с учащимися и их родителями – 5 ч.
  • - деловые встречи и разъезды – 3 ч.
  • - хозяйственная деятельность – 1 ч.
  • - непредсказуемый расход времени (или его потеря) – 1 ч.
  • Итого – 40 ч.

    Ежедневная работа завуча начинается с проверки санитарного состояния, получения информации об отсутствующих учителях на текущий день и запись в журнале о замене уроков. Завуч контролирует, чтобы замена осуществлялась по профилю, и информация своевременно была доведена до учителя, который пойдёт на замену урока. Со звонком на 1 урок завуч делает обход, чтобы увидеть, как начался рабочий день и первый урок. Посещение уроков (2 - 3 в день по графику), свои уроки, беседа с учащимися и учителями, встреча с родителями, работа с документацией, совещания по графику. Проведение совещаний и собраний, планерок с одинаковой периодичностью в одно и то же время, в одном и том же месте. При этом до минимума следует сократить проведение различных внеплановых совещаний.

Правила, которых следует придерживаться в работе

Отсутствие в первой половине рабочего дня разборов различных конфликтных ситуаций, длительных бесед и разговоров “по душам” с подчиненными. Все попытки отвлечь от решения текущих заранее запланированных задач пресекаются вежливо, но решительно. Таким образом все учителя постепенно привыкают к тому, что все беседы и разговоры проводятся в конце рабочего дня. Все вопросы, касающиеся компетенции тех или иных сотрудников не решаются в их отсутствие, т.к. в последствии придется затрачивать дополнительное время на перепоручение дел другим людям, передачу им нужной информации, их убеждение и т.д. Кроме того, принятие решений по вопросам, входящих в компетенцию отсутствующих сотрудников может отрицательно сказаться на их самостоятельности, инициативе, задеть самолюбие.

Обязательная фиксация информации о ходе учебно-воспитательного процесса в специальной тетради (фиксация замечаний и предложений педагогов, даже высказанная не в корректной форме). Успешность совместной работы – полная согласованность действий.

Для завуча значимым участком его работы является учебный процесс и его организация, который он моделирует и управляет, а также взаимодействие с руководителями функциональных подструктур школы, с учреждениями повышения квалификации, органами управления образованием, родителями, учителями и учащимися.

Основные направления деятельности завуча по руководству учебным процессом:

  • - работа по выполнению закона “Об образовании”, Концепции о непрерывном образовании и реализации нормативных документов;
  • - работа с педагогическими кадрами;
  • - методическая работа;
  • - работа служб сопровождения;
  • - организация дополнительного образования;
  • - работа с родителями;
  • - внеклассная и воспитательная работа;
  • - система внутришкольного контроля.

 

Все направления работы отражены в планах завуча школы. Осуществление функции управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и отчетности, единых форм учебно-педагогической документации. Каждый завуч с первых дней своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного направления.

Система внутришкольного контроля за УВП и реализацией нормативных документов:

  • - контроль за выполнением государственных программ;
  • - контроль уровня преподавания;
  • - контроль за работой ГПД;
  • - контроль за методической работой;
  • - контроль за внеклассной работой.

 

Деятельность завуча по учебной работе сопровождается мониторингом учебного процесса на диагностической основе. Только на основе ритмично действующей прямой и обратной связи, достоверной информации завуч может ставить конкретные задачи, принимать правильные решения, обеспечивать их практическую реализацию.

Система отчетной документации

Учебно-методическая деятельность завуча реализуется при помощи методической службы школы. Формы методической работы завуча разнообразны. Это традиционные (курсы, лекции, семинары и т.д.) и нестандартные проблемно-деятельностные занятия (тренинги, ролевые игры и т. д.). Большую помощь приносят методические планерки и консультации. Важный блок работы завуча - это работа с молодыми специалистами. В работе завуча обязательной является работа по преемственности. Большое внимание уделяется созданию банка инновационных идей и вариативных технологий.

Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Именно она формирует новый тип учителя, работает на развитие школы, ее завтрашний день. Важно в этой системе активно задействовать знающих, профессиональных, творческих учителей, привить вкус к чтению специальной литературы, к научным подходам и мотивам своей педагогической деятельности. Учителям необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в различных делах.

В течение учебного года завуч посещает большое количество уроков. Эта работа чрезвычайна важна для завуча, на которого возложен не сколько контроль, сколько упорядочение организации сложнейших процессов обучения в школе, воспитания развития учащихся. На уроке завуч наблюдает за работой учителя и учащихся, в специальной тетради фиксирует цепочку их действий, особо отмечая пути и методы решения образовательной, воспитывающей, развивающей, здоровьесберегающей и контрольно-оценочной функций обучения, создание ситуации успеха, использование инновационных способов организации учебного процесса, использования многообразия видов деятельности на уроке, проявления учащимися активности, самостоятельности и интереса к учению, взаимоотношений учителя и детей. После урока завуч проводит анализ по специальной программе, вместе с тем анализ урока предусматривает объективный самоанализ и самооценку автора урока.

Завуч должен взять за правило:

  • - не вмешиваться в ход урока;
  • - проводить односторонний анализ или переносить его на другой день;
  • - анализ должен опираться на положительное в работе учителя.

Управленческая работа в учебном заведении – сложная и многогранная проблема. Современному завучу следует отказаться от методов администрирования. Главное — создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, чтобы не только ученику, но и учителю хотелось идти в школу, создавать ситуацию успеха как для детей, так и для учителей, предупреждать возможные ошибки.

Заповеди завуча:

  1. 1. Будь таким руководителем, какому бы хотел подчиняться сам.
  2. 2. Управляя людьми, обходись по возможности, без приказов, проявляй деликатность, не оказывай явного давления, вызывающего желание противодействовать.
  3. 3. Руководи так, чтобы люди стремились к сотрудничеству и общению с тобой, не чувствовали, что ими управляют.
  4. 4. Владей педагогической техникой (умения управлять собой, умения управлять другими).
  5. 5. Будь гуманистом. Ставь превыше всего интересы детей.
  6. 6. Радуйся каждому достижению, любому, даже незначительному, успеху.
  7. 7. Оставайся реалистом и оптимистом.

Документация завуча школы

1.Графическое планирование:

  • а) расписание уроков;
  • б) расписание кружковых занятий;
  • в) график контрольных работ;
  • г) расписание работы воспитателей ГПД;
  • д) расписание работы школьных, районных семинаров, совещаний;
  • е) график занятий учителей на городских курсах.

2.Папки (в напечатанном и электронном вариантах):

  • а) план работы школы;
  • б) план работы завуча на год, на месяц (на неделю);
  • в) план работы М/О, преемственности;
  • г) копии ведомостей на зарплату;
  • д) регистрация замен;
  • е) инструкции, приказы (картотека на них);
  • ж) сводки успеваемости по годам;
  • з) методическая работа: планы, протоколы.

3. Журналы:

  • а) журнал пропусков и замены уроков (пронумерован, скреплен подписью директора школы и печатью школы).

4.Материалы:

  • а) ежемесячное планирование работы завуча;
  • б) запись посещенных уроков (лучше на листах);
  • в) учет повышения квалификации и самообразования;
  • г) индивидуальные собеседования с учителями;
  • д) совещания в школе;
  • е) списки учащихся: по классам, секции, кружки, ГПД.

5. Проверка классных журналов:

  • а) выполнение программы;
  • б) контрольные и практические работы, экскурсии, ТСО;
  • в) домашнее задание – количество и качество (индивидуальный подход);
  • г) внеклассное чтение;
  • д) опрос учащихся, опрос слабоуспевающих;
  • е) проверка дневников, тетрадей, учебных планов.

Скачать документ