Вернуться >>>

Самообразование учителя

2017 - 18учебныйгод

Самообразование учителяМеханизм превращения репродуктивной деятельности педагога в продуктивную это и есть самообразование учителя, которое приближает человека к творчеству. Этот профессиональный рост можно назвать обретением собственного мнения и поиском своего пути. Что это дает и каковы функции самообразования заключается в следующем:

 

    1. Экстенсивная — накопление и приобретение новых знаний.

    2. Ориентированная — нахождение своего места в культуре и обществе.

    3. Компенсаторная — преодоление недостатков школьного и классного обучения, а также ликвидация белых пятен в своем образовании.

    4. Саморазвитие — совершенствование личного восприятия картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств.

    5. Методологическая — преодоление профессиональной недостаточности видения общей картины мира.

    6. Коммуникативная — установление связей между дисциплинами, профессиями, возрастами.

    7. Сотворческая — содействие, сопутствие и дополнение творческой работы.

    8. Омолаживание — преодоление инерции собственного мышления, периодически отказываться от положения учителя и переходить на место ученика.

    9. Психотерапевтическая — сохранение чувства причастности к интеллектуальному движению человечества.

    10. Геронтологическая — поддержание связей с миром и через них с жизнеспособностью организма.

 

Ценность самообразования учителя заключается в пути развития интеллекта и личности в целом — это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в окружающей среде и неформальное бытие человека в знании. Изучая себя, зная свои достоинства и недостатки, учитель должен формировать в себе внутренний стержень, участвующий в строительстве профессионального и личностного развития.

Личный карьерный рост — это качественное изменение личностного развития, которое затрагивает основные жизненные отношения. Успешное развитие личности происходит в процессе овладения профессиональной деятельностью, чем больше человек достигает в профессионализме, тем больше он развивается как личность. Педагог работает с людьми, поэтому его собственная личность — это мощный рабочий инструмент. Чем он совершеннее, тем успешнее будет конечный результат. Поэтому в профессии педагога личностный рост, а именно самообразование, является непременным условием достижения профессионализма.

Что же такое профессионализм?

Профессионализм – степень овладения индивидом профессиональными навыками, а профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией; специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию.

Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, профессионально-значимыми качествами, сколько непередаваемым искусством постановки и решения профессиональных задач, особым пониманием действительности в целом и трудных ситуаций деятельности.

Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность учителя становится перспективой развития ученика.

Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития – в саморазвитие, образования – в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
- во-вторых, управляется самим человеком;
- в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека, и сам человек это осознает. Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:
1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а, следовательно, является открытым для изменений.
3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой – самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Таким образом, саморазвитие – это результат профессионального творчества, а не прироста знаний, умений и навыков. Призванием становится интерес, помноженный на труд.