Вернуться >>>

Проблемный диалог как инновационная форма обучения школьников

2017 - 18учебныйгод

Проблемный диалогДиалог включает в себя несколько стадий. Это начало диалога, передача информации, аргументирование, опровержение доводов и принятие решения. Проблемный диалог считается успешным, если каждый из его этапов будет продуман до мелочей. Рассмотрим особенности методики проведения диалога в процессе обучения школьников.

1. Начало диалога. Есть много методов начать беседу. Один из них — снятие напряженности. Достаточно сказать несколько добрых слов собеседнику и сделать ему комплимент, только не прямой, а косвенный. Это не будет расценено как лесть и в то же время будет удачным вступлением. Любое проявление пренебрежения и неуважения к собеседнику вынудит его принять оборонительную тактику. Урок можно начать такими словами: «Какие у вас сегодня вдохновленные лица! Сразу видно, что все прекрасно подготовились к уроку» или «Мне всегда приятно находиться в вашем обществе!».

2. Передача информации. Эта стадия построения диалога содержит следующее: передача запланированных сведений, выявление мотивов собеседника, проверку позиции противоположной стороны и предварительное прогнозирование последующих действий. Успех этой части проблемного диалога достигается в том случае, если учитель владеет техникой постановки вопросов и умением слушать собеседника. Это требует особого такта и сосредоточенности. Учитель не должен давить своим авторитетом на ученика, это может привести к замкнутости собеседника. Учащийся будет стыдиться своих выводов и вопросов, они покажутся ему слишком банальными, а это в корне неверно.

3. Аргументирование. Эта стадия является самой напряженной частью диалога. Нехватка обоснованных доказательств может привести к срывам, причем у обеих сторон. Преподаватель должен четко владеть ситуацией и не допускать накаливания атмосферы. Если же это произошло, необходимо отвлечься, а затем вернуться к рассматриваемому вопросу. Так же нельзя допускать обострений в беседе, это может испортить всю предыдущую работу. Собеседник в итоге должен прийти к тем выводам и заключениям, которые необходимы учителю.

4. Опровержение доводов. В этой части диалога требуется развеять все сомнения собеседника и убедить в правильности выводов преподавателя. Все диалоги не обходятся без вопросов и замечаний. Это признак того, что собеседник не теряет нить беседы, пытается анализировать аргументы и приводит свои доводы. Если ученик обходится молчанием, значит ему все безразлично или он соглашается со всеми доводами учителя. Для таких учащихся решающим значением служит не предмет разговора, а личность и авторитет говорящего.

5. Принятие решения. Финальная часть диалога. Деловую беседу нельзя оборвать на полуслове, это приведет к тому, что конечная цель не будет достигнута и возникнет взаимная несогласованность действий или даже разрыв отношений. Концовка беседы должна производить на собеседника неизгладимое впечатление, именно здесь выделяется главная мысль. Причем она должна выглядеть ярко и убедительно, именно на этой стадии весь диалог подчиняется главной мысли. Концовка всегда запоминается лучше всего, поэтому отделить финал от всей беседы можно одним предложением: «А теперь подведем итоги» или «Завершим наш разговор следующими выводами…». Делать это нужно непринужденно и в то же время уверенно.

В современной школе уделяется большое внимание к организации учебного процесса, который помогает сформировать индивидуальный стиль жизни и способность реализовать себя в будущем. А проблемный диалог как раз и активизирует познавательную деятельность учащихся.