Вернуться >>>

Информационно - коммуникативная компетентность учителя

2017 - 18учебныйгод

Сегодня существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по ИКТ предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИКТ.

 

Часто учителя увлекаются презентациями, это сводится к обязательному сопровождению урока или внеклассного мероприятия картинками-слайдами, часто даже неотформатированными,низкого качества, перегруженными анимационными или звуковыми эффектами. Их вполне могли бы заменить и заменяли раньше таблицы и другие наглядные пособия. Компьютер всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

 

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

 

Важно различать ИКТ - грамотность и ИКТ - компетентность учителя.

ИКТ - грамотность знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение нажимать на нужные кнопки, знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

 

ИКТ - компетентность не толькоиспользование различных информационных инструментов(ИКТ - грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

 

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя (по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню):

  1. 1. Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  2. 2. Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  3. 3. Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  4. 4. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  5. 5. Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (PowerPoint, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса: материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.
  6. 6. Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  7. 7. Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  8. 8. Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  9. 9. Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы: школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру), сайт (раздел сайта), лист рассылки(список рассылки используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki - среда (Вики (Wiki) гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий), RSS - поток (предназначен для описания лент новостей, новостная рассылка); подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием).
  10. 10. Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

 

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки. На практике, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках по рядуобъективных причин:

  • - не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе;
  • - недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы. Вероятно можно согласиться с деканом факультета педагогического образования МГУ Н.Розовым, который отмечал:Мы все прекрасно понимаем, как далеки пока электронные обучающие продукты от идеала. Предстоит пройти долгий путь осмысления, поисков и накопления педагогического опыта, прежде чем компьютерная составляющая образовательного процесса станет равноправным партнером учебнику;
  • - нет четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения;
  • - низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.);
  • - лимит времени у учителя для создания собственного электронного дидактического материала, а также для изучения, разработки и внедрения новых компьютерных методик обучения. (В связи с этим, может быть пересмотреть вопрос нагрузки учителя? Требования к преподаванию растут, а нагрузка осталась как раньше. Нужен творческий ИКТ-грамотный учитель? Значит необходимо дать учителю время на творчество).

источник: http://www.oo-lyceum-533.ru/document/Kaloshina.htm