Вернуться назад >>>

Как правильно читать текст

2017 - 18учебныйгод

Создание презентацийУмение читать очень важно в процессе учебы. Учащимся приходиться получать и перерабатывать огромное количество информации, поэтому плодотворная работа с книгой сказывается на успешности обучения.
Современные школьники лишены умения читать тексты, они не видят за словами суждений и фактов решения проблемы. Прочитанный текст просто не откладывается в памяти, и они честно признаются: «Читал, но о чем там говорится, не помню». Правильному чтению научиться несложно, достаточно следовать следующим правилам:

  1. 1. Любой текст состоит из абзацев, поэтому прочитав один абзац, следует выделить главную мысль или основное понятие прочитанного текста. На первом этапе ученикам необходимо записывать выделенное, это позволит в дальнейшем легко запомнить все содержимое текста. Со временем ученики привыкнут составлять такие тезисы мысленно и записи делать уже не придется. Главные идеи и понятия связаны по смыслу, поэтому легко запоминаются, достаточно один раз прочитать таким методом параграф и его содержание крепко отложиться в голове. Мысленно соединяя в логическую цепочку выделенные фразы, в сознании отражается логика развернутого решения какого-либо вопроса в виде стройного ряда определенных понятий.
  2. 2. Прочитывая текст, стараться вообразить картину происходящих действий. Именно тогда обретается понимание явления, о чем говорится в книге. Вдумчивое чтение предполагает видение события, и оно становиться читателю интересным.
  3. 3. Читая текст, стараться найти пример из реальной жизни, подтверждающий то, что написано в учебнике. Пересказывая в дальнейшем прочитанный текст, воспроизводить в сознании собственные иллюстративные примеры, что добавит пересказу дополнительную изюминку.

Умение правильно читать неразрывно связано с умением думать. Природа наградила человека только потенциальной способностью к мышлению, которое необходимо в себе развивать. Что конкретно надо делать, откликаясь на призыв учителя «Думайте!», догадываются немногие. Ниже перечислены некоторые определения слова «думать»:

  1. 1. Последовательные ответы на вопросы что, где, как, когда и почему.
  2. 2. Уметь выявить в предмете самое необходимое и достаточное. На этом и базируется системное мышление.
  3. 3. Выявлять и формулировать межпредметные связи между явлениями, предметами и событиями.
  4. 4. Находить и осмысливать противоположные стороны объекта осмысления.
  5. 5. Выявлять новые связи предмета, формулировать вопрос, на который еще нет ответа. На этом построена вся мыслительная деятельность.
  6. 6. Уметь лаконично и ясно отвечать на понятое явление. Подбирать точные и исчерпывающие слова, обозначающие мысль.

Собранные воедино все вышеперечисленные формулировки научат детей правильно осмысливать вопрос и после этого для них призыв «Думайте!» не будет звучать декларативно.